You are currently viewing СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТОВ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ КОУЧИНГУ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТОВ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ КОУЧИНГУ

10-11 ноября 2023 года состоялся Международный съезд психологов в сфере образования. В рамках съезда лучшие эксперты из различных областей обсудили фундаментальные направления и проблемы современной психологической науки, практики и образования. 

Председатель Президиума Ассоциации «Федерация профессиональных коучей и наставников» Ольга Рыбина выступила с докладом на тему: «Социально-психологический портрет студентов программ обучения коучингу». Данная тема актуальна, поскольку вопрос создание качественных программ подготовки профессиональных коучей напрямую зависит от понимания потребностей, запросов, личностных качеств и других характеристик потенциальных студентов.

Для того чтобы изучить социально-психологические характеристики студентов программ обучения коучингу, в 2023 году Федерация профессиональных коучей и наставников провела собственное исследование. 

В исследовании приняли участие 458 человек – это студенты Академии «5 PRISM». Академия профессионального коучинга «5 PRISM»  является генеральным спонсором и партнером ФПКиН.

42 мужчины (средний возраст = 41,5 года)
416 женщин (средний возраст = 39,5 года)

В ходе исследования было использовано несколько методик:

  1. Анкета «Социально-демографические характеристики» 
  2. «Якоря карьеры» — методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова)
  3. Опросник межличностных отношений (ОМО) В. Шутца (адаптация А. А. Рукавишникова)

В результате исследования ФПКиН удалось сделать следующие выводы:

  1. Типичный портрет студента коучинговой программы
  • женщина
  • около 39 лет
  • замужем
  • имеет детей
  • имеет высшее образование
  1. Участники программ обучения коучингу ценят в карьере
  • автономию и независимость
  • служение другим
  • гармонизацию работа-личная жизнь
  1. Для участников программ обучения коучингу не важно
  • привязка работы к месту жительства
  1. Ценности и предпочтения участников программ обучения коучингу
  • Социальная ответственность
  • Инновации
  • Готовность к переменам
  1. В межличностных отношениях и общении участники программ обучения коучингу проявляют
  •  Лидерские качества
  •  Коммуникативные навыки
  • Осторожность в отношениях

Данные показатели позволили подтвердить гипотезу ФПКиН о том, что выбор профессионального пути коучей обуславливает наличие определенных качеств и характеристик. 

Полученные результаты подчеркивают важность интеграции социальных и психологических аспектов в образовательные программы по коучингу. Подтверждение гипотезы указывает на необходимость углубленного изучения индивидуальных качеств и социальных навыков студентов для разработки более тонко настроенных методик обучения, способных усилить их позитивное влияние на будущих клиентов.

Результаты исследования – это ценная информация для учебных заведений и тренеров, которая позволит оптимизировать учебные программы и методы подготовки коучей таким образом, чтобы максимально соответствовать личностным предпосылкам и профессиональным ожиданиям студентов.

Мы рады, что нашей Федерации удалось провести такое масштабное исследование. И надеемся, что результаты исследования способствуют поднятию общего уровня качества коучинговых услуг и расширят влияние коучинга как инструмента социального и профессионального развития в России.

Ольга Рыбина

  • Кандидат психологических наук 
  • Председатель Президиума Ассоциации «Федерация профессиональных коучей и наставников»
  • Создатель авторских методик в коучинге
  • Автор книги «Основной секрет мастера-коуча»
  • Соавтор книги «Делай как коуч» и международной монографии Coaching Supervision Groups Resourcing Practitioners
  • Соавтор метода «5 Призм»
  • Сооснователь Академии коучинга 5 Prism

Международный съезд психологов в сфере образования состоялся в рамках Десятилетия науки и технологии в Российской Федерации и Международного педагогического конгресса, посвященного 200-летию со дня рождения основоположника отечественной научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.

Соорганизаторами Съезда являются: Психологический институт Российской академии образования, Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Казанский (Приволжский) федеральный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Сочинский государственный университет, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Южный федеральный университет, Российское психологическое общество.Академия профессионального коучинга «5 Prism» (Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Академия «Пять призм») осуществляет образовательную деятельность на основании государственной лицензии №Л035-01271-78/00176900 от 27 декабря 2021 г.