Наставничество

ЦЕННОСТИ НАСТАВНИЧЕСТВА

  • Признание несовершенства важнее идеального решения
  • Приверженность развитию важнее выдающихся знаний
  • Человек важнее метрик и статусов
  • Системность достижений важнее разовых успехов

Признавая важность того, что справа, мы фокусируемся на том, что написано слева

Признавая важность того, 
что справа, мы фокусируемся 
на том, что написано слева

Уровни и критерии соответствия наставников при сертификации в ФПКиН

Уровень Практик Эксперт Мастер
Требования к обучению наставничеству
  1. Путь обучения Курс обучения наставников «Базовый»
  2. Путь портфолио  До 31 декабря 2023 года действует путь портофлио для получения сертификации «Наставник Практик»
  1. Путь обучения Курс обучения наставников «Базовый»
  2. Путь портфолио До 31 декабря 2023 года действует путь портофлио для получения сертификации «Наставник Эксперт»

Курс обучения наставников «Продвинутый»

Аттестация в ФПКиН

Путь обучения:

  1. Сертификат о завершенном обучении наставничеству на уровне «Базовый»
  2. Письменный тест 40 баллов из 60 возможных
  3. Сертификат, или иной документ, подтверждающий завершенное обучение в предметной области, в которой претендент является наставником

Путь обучения:

  1. Сертификат о завершенном обучении наставничеству на уровне «Базовый»
  2. Письменный тест 40 баллов из 60 возможных, если претендент не проходил тест ранее
    Эссе с описанием своего стиля в наставничестве
  3. Сертификат, или иной документ, подтверждающий завершенное обучение в предметной области, в которой претендент является наставником

Путь обучения:

  1. Сертификат о завершенном обучении наставничеству на уровне «Продвинутый»
  2. Наставник Эксперт Федерации не менее одного года
  3. Наличие авторских методик, разработок в наставничестве. Хотя бы одна представляется в заявке на сертификацию
  4. Описание кейса одного из клиентов, достигшего выдающихся результатов благодаря наставничеству претендента

Модель компетенций наставника ФПКиН

БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ НАСТАВНИКА 

ЯВЛЯЕТСЯ ПРОФЕССИОНАЛОМ В СФЕРЕ ЗНАНИЙ И ОПЫТА, АКТУАЛЬНЫХ ДЛЯ НАСТАВЛЯЕМОГО

Определение компетенции: наставник обладает профессиональным опытом, знаниями и экспертизой, необходимыми для обучения, развития и воспитания наставляемого в актуальной для наставляемого сфере. Наставник прикладывает усилия для накопления оригинальных кейсов в своей текущей практике.

Цель компетенции: мотивировать сложившихся профессионалов к продолжению своего развития, к накоплению качественного опыта и его постоянной актуализации как фундамент для выполнения роли наставника.

Описание компетенции: наставник поддерживает высокий стандарт практики в базовой для себя профессии. Наставник обучается в сфере интересов наставляемого, запрашивающего наставничество. Наставник проявляет потребность делиться своим опытом через наставничество.

СЛЕДУЕТ ЭТИЧЕСКИМ НОРМАМ И ПРИНЦИПАМ

Определение компетенции: следование этическим нормам и принципам является признаком высочайшего уровня профессиональной приверженности наставника, подчеркивает его самостоятельность в преодолении затруднений и решительность в запросе профессиональной поддержки для решения дилемм в своей практике.

Цель компетенции: наставник является ролевой моделью в части уважения к людям, их границам и роду деятельности.

Описание компетенции: наставник в своей практике опирается на Этический кодекс Федерации, запрашивает профессиональную поддержку в разрешении дилемм. Наставник в своей работе, своими действиями демонстрирует уважение к коллегам, профессии, сообществу согласно Этическому кодексу Федерации.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ НАСТАВНИКА

СОЗДАЕТ И УПРАВЛЯЕТ ДОГОВОРЕННОСТЯМИ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

Определение компетенции: наставник в сотрудничестве с наставляемым определяет (согласует) цель совместной работы и создает договоренности о способах, методах и особенностях процесса ее достижения. 

Цель компетенции: создать условия для совместной работы наставника и наставляемого, направленной на достижение обозначенных (согласованных) целей.

Описание компетенции:

Фокус внимания наставника: создает программу наставничества и заботится о ее выполнении.

Маркер 3.1. Проясняет цель наставляемого в рамках программы наставничества и критерии ее достижения.
Маркер 3.2. Согласовывает сроки наставничества, график индивидуальной и совместной работы наставника и наставляемого.
Маркер 3.3. Проводит первичную диагностику запроса наставляемого.

Фокус внимания наставника: создает договоренности на каждую встречу с наставляемым и следует им.

Маркер 3.4. Проясняет какой результат наставляемый хочет получить на встрече с наставником.
Маркер 3.5. Проясняет критерии полученного наставляемым результата на встрече.
Маркер 3.6. В партнерстве с наставляемым согласовывает повестку встречи.
Маркер 3.7. Сверяется о согласованности результата встречи для наставляемого с программой наставничества.

Фокус внимания наставника: согласовывает способы, методы и особенности процесса достижения цели.

Маркер 3.8. Согласовывает с наставляемым эффективные и неэффективные для наставляемого способы коммуникации на встрече с наставником.
Маркер 3.9. Согласовывает с наставляемым эффективные и неэффективные для наставляемого способы коммуникации между встречами с наставником.

Фокус внимания наставника: проясняет для наставляемого зоны ответственности наставника и наставляемого в процессе наставничества.

Маркер 3.10. Убеждается, что наставничество является наилучшим способом достижения цели наставляемого.
Маркер 3.11. Убеждается, что программа наставничества понятна для наставляемого и он выражает намерение ее выполнять.

ОРГАНИЗУЕТ ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НАСТАВЛЯЕМЫМ

Определение компетенции: наставник организует взаимодействие с наставляемым с учетом внешнего контекста, направленное на достижение согласованных целей в соответствии с актуальной потребностью наставляемого, особенностями его восприятия и обучения.

Цель компетенции: организовать конструктивное взаимодействие наставника и наставляемого, направленное на достижение согласованных целей.

Описание компетенции:

Фокус внимания наставника: поддерживает ясность и глубину взаимодействия с наставляемым.

Маркер 4.1. Сверяется с целью наставляемого и критериями ее достижения.
Маркер 4.2. Проясняет важность цели и действий наставляемого, их влияние на окружение.

Фокус внимания наставника: выбирает оптимальный способ взаимодействия с наставляемым.

Маркер 4.3.  Спрашивает наставляемого о желаемом соотношении вызова и поддержки в процессе взаимодействия с наставником.
Маркер 4.4. Обсуждает с наставляемым его ценности, убеждения, ментальные, поведенческие и эмоциональные привычки, стратегии поведения и обучения, согласовывает с наставляемым их применение в процессе наставничества.

Фокус внимания наставника: заботится о своевременности проявления директивности и сотрудничества.

Маркер 4.5. Выражает поддержку, сочувствие и заботу о наставляемом.
Маркер 4.6. Вносит вклад в развитие диалога с наставляемым и приглашает наставляемого на этот вклад откликаться.
Маркер 4.7. Настаивает на соблюдении наставляемым согласованной программы наставничества.
Маркер 4.8. Настаивает на собственной интерпретации своего опыта.

Фокус внимания наставника: заботится об обратной связи в наставничестве.

Маркер 4.9. Предоставляет фактичную, ясную, регулярную обратную связь о выполнении наставляемым программы наставничества в форме «Я-посланий».
Маркер 4.10. Обучает наставляемого принимать обратную связь наставника.
Маркер 4.11. Обучает наставляемого не принимать обратную связь наставника и фактично пояснять свою позицию в таких случаях.

ОБУЧАЕТ И РАЗВИВАЕТ НАСТАВЛЯЕМОГО

Определение компетенции: интеллектуальный, ментальный, экспертный вклад наставника способствует обучению, развитию и принятию наставляемым ответственности за достижение поставленных целей.

Цель компетенции: формировать, воспитывать профессионала, готового нести ответственность за свои действия и результаты.

Описание компетенции.

Фокус внимания наставника: выявляет зону ближайшего развития наставляемого.

Маркер 5.1. Поясняет наставляемому суть развития в наставничестве.
Маркер 5.2. Демонстрирует и подтверждает наставляемому его сильные стороны и зоны развития.

Фокус внимания наставника: мотивирует наставляемого к развитию.

Маркер 5.3. Постоянно проясняет потребность наставляемого в обучении и развитии.
Маркер 5.4. Поддерживает любопытство наставляемого в интересующих его эпизодах работы с наставником.

Фокус внимания наставника: заботится об интеграции полученных наставляемым знаний и опыта в практику.

Маркер 5.5. Сверяется с критериями достижения результата, согласованными с наставляемым.
Маркер 5.6. Наблюдает результат наставлемого согласно программе наставничества.
Маркер 5.7. Переходит к следующему этапу в наставничестве после достижения наставляемым своих результатов на предыдущих этапах.

Фокус внимания наставника: выбирает из нескольких вариантов наиболее эффективные практики диагностики, приоритизации, обучения в наставничестве.

Маркер 5.8. Согласует с наставляемым применение практики, инструмента в направлении желаемого для наставляемого результата, в том числе поясняет выбор практики, инструмента.
Маркер 5.9. Проясняет для наставляемого инструкцию по применению практики, инструмента.

КОУЧИНГОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ НАСТАВНИКА

ИСПОЛЬЗУЕТ КОУЧИНГОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Определение компетенции: процесс взаимодействия наставника с наставляемым представляет собой диалог, основной целью которого является раскрытие потенциала наставляемого за счет применения наставником активного слушания, работы с убеждениями, пробуждения осознанности и иных методов и практик, используемых в коучинге для решения задач.

Цель компетенции: передача опыта служит раскрытию потенциала наставляемого в наставничестве, его развитию и осознанности в достижении поставленных целей.

Описание компетенции:

Фокус внимания наставника: сохраняет присутствие, нейтральность и фактичность восприятия.

Маркер 6.1. Проявляет любопытство, чтобы узнать больше о наставляемом.
Маркер 6.2. Действует, исходя из уважения к индивидуальности наставляемого: его личности, опыта, взглядов, ценностей.
Маркер 6.3. Проводит различие между фактами, эмоциями и интерпретациями в действиях наставляемого.
Маркер 6.4. Замечает изменения своего состояния и рефлексирует о связи этих изменений с процессом наставничества.

Фокус внимания наставника: использует глубинное слушание.

Маркер 6.5. Создает пространство для пауз и рефлексии наставляемого.
Маркер 6.6. В процессе диалога с наставляемым слушает привычки, стратегии, когнитивные искажения наставляемого и вербально и невербально откликается на них.

Фокус внимания наставника: стимулирует осознанность наставляемого.

Маркер 6.7. Поддерживает позицию «взрослый-взрослый» в обучении и развитии наставляемого.
Маркер 6.8. Приглашает наставляемого к размышлению о восприятии себя и своей ситуации.
Маркер 6.9. Приглашает наставляемого к размышлению о новом восприятии себя и своей ситуации.

Фокус внимания наставника: работает с эмоциями и переживаниями клиента.

Маркер 6.10. Отдает должное (признает) и приглашает наставляемого делиться своими чувствами, эмоциями, переживаниями.
Маркер 6.11. Запрашивает эмоциональный (соматический) отклик наставляемого при постановке целей и формулировании решений.

Фокус внимания наставника: управляет своими эмоциями

Маркер 6.12. Сообщает наставляемому о своих переживаниях в процессе наставничества и предполагаемой ситуации, которая их вызвала.
Маркер 6.13. Выражает чувства и эмоции с намерением сонастройки и укрепления сотрудничества с наставляемым.