You are currently viewing Вклад ФПКиН в профессиональное развитие наставников. Коучинговые технологии в наставничестве.

Вклад ФПКиН в профессиональное развитие наставников. Коучинговые технологии в наставничестве.

29 ноября в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные научно-педагогические подходы и практики исследования профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования» состоялась экспертная сессия «Наставничество в дополнительном образовании детей», на которой Председатель президиума ФПКиН Ольга Рыбина выступила с темой «Коучинговые технологии в наставничестве». 

Ольга подчеркнула важность улучшения такого сильного и мощного направления как наставник. И рассказала о том, какую работу проделала наша Федерация, чтобы поддержать и усилить профессиональное наставничество. И о том, как усовершенствовать работу наставника с помощью коучинговых технологий.

В 2023 году Научно-исследовательский центр ФПКиН провел исследование на открытом рынке среди действующих наставников. Предмет исследования – потребность действующих наставников в дополнительном обучении.

В исследовании приняли участие 90 респондентов из совершенно разных областей: наставники на производстве, наставники просвещения, наставники в социальной сфере и другие.

Исследование проводилось для того, чтобы проверить гипотезу ФПКиН: «Для того чтобы быть наставником, недостаточно только экспертного опыта, требуется дополнительное обучение». 

Результаты исследования показали:

  • 70% действующих наставников имеют опыт работы в своей сфере более 5 лет
  • 95% наставников отвечают, что для работы наставником, помимо экспертного опыта в специальности необходимо образование в области наставничества и профессиональных компетенций наставника

Профессиональному обучению наставников в 2023 году уделяется особое внимание. Наша Федерация поддерживает эту идею. Именно поэтому эксперты ФПКиН разработали модель компетенция наставника, с учетом всего опыта Федерации.

Модель компетенций наставника

Базовые компетенцииСпециальные компетенцииКоучинговые компетенции
Компетенция № 1
Является профессионалом
в сфере знаний и опыта, актуальных для наставляемогоКомпетенция №2
Следует этическим нормам
и принципам
Компетенция № 3
Создает и управляет договоренностями
о наставничествеКомпетенция № 4 Организует эффективное взаимодействие
с наставляемымКомпетенция № 5
Обучает и развивает наставляемого
Компетенция №6Проявляет коучинговый образ мышления:является партнеромопирается на фактыслушает и слышитстимулирует осознанностьпередает ответственностьуправляет своими эмоциями

Особое внимание в своем выступлении Ольга Рыбина уделила компетенции № 6 – коучинговый образ мышления.

Коучинговый образ мышления позволяет наставнику направлять наставляемого на раскрытие своего потенциала, его реализацию и достижение профессиональных и жизненных целей.

Наставник, который обладает коучинговым образом мышления:

  • Открытый к новому и неожиданному. Понимает, что опыт работы с наставляемым может быть непредсказуем и готов к этому.
  • Любознательный к своему наставляемому. Хочет больше узнать о том, как человек думает, как действует, какие эксперименты проводит.
  • Гибкий. Может поменять стиль работы с наставляемым в любой момент.
  • Ориентированный на наставляемого. Считает центром внимания своего наставляемого и его цели.

Также коучинговые технологии необходимы на определенных стадиях передачи опыта.

На первых этапах обучения наставник передает свои экспертные знания в неизменном виде, обучает алгоритму, а наставляемый наблюдает и запоминает порядок действий. Это директивная стадия передачи опыта. Но ее недостаточно для полноценного развития. 

Когда наставляемый переходит от наблюдений к действиям, наставнику важно его поддержать, дать обратную связь, помочь разобраться в том, что сейчас произошло, отрефлексировать новый опыт. Это партнерская стадия передачи опыта, для которой характерен коучинговый стиль взаимодействия.

Поэтому задача наставника – уметь создавать баланс между директивным и коучинговым стилем взаимодействия, чтобы наставляемый получал не только сухие знания, но и поддержку, которая необходима, чтобы от теории перейти к действиям, осознать и отработать эти действия и получить желаемый результат.

Освоение коучингового образа мышления, как и освоение любого другого навыка требует времени, терпения и системной работы над изменением привычки мышления. Но если есть желание и стремление помогать другим людям и вносить свой вклад в развитие нового поколения и будущее нашей страны, то все обязательно получится.

«Я надеюсь, что коучинговые технологии станут неотъемлемой частью нашей работы. Потому что мы работаем с теми, кто доверяет нам свое будущее» – добавила Ольга Рыбина, в завершении своего выступления.
Полное видео с выступление Ольги Рыбиной вы можете посмотреть по ссылке:  Выступление Ольги Рыбиной «Коучинговые технологии в наставничестве» — YouTube