27 марта в рамках цикла «Методическая среда» ВЦХТ состоялся вебинар «Педагог дополнительного образования: профессия или призвание?», на котором председатель президиума ФПКиН Ольга Рыбина выступила с важной темой о том, как выстраивается коммуникация с ребенком и какую роль в этом играет наставничество.
Педагог дополнительного образования – это специалист, занимающийся обучением и развитием детей или подростков в рамках внеурочной и внешкольной деятельности.
На вебинаре Ольга Рыбина рассказала:
- какие могут быть результаты в деятельности педагога дополнительного образования
- как личность педагога влияет на результат обучающихся
- какие задачи может решить наставничество при работе с детьми в системе дополнительного образования
- какие компетенции наставника по модели ФПКиН необходимы педагогу для эффективной коммуникации с детьми
Сегодня в образовательном процессе, в том числе в дополнительном образовании, должна доминировать модель, которая предусматривает постановку персональных целей для каждого обучающегося и поиск наиболее подходящего способа проверки его знаний.
Программа наставничества является универсальной моделью построения отношений внутри любой организации, осуществляющей образовательную деятельность, как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.
Цели педагога дополнительного образования:
- Способствовать раскрытию и развитию творческого и интеллектуального потенциала ребенка
- Вовлекать ученика в индивидуальную и групповую творческую деятельность
- Воспитывать гармонично развитую и социально ответственную личность, адаптированную к условиям современного мира
Наставничество является навыком «высшего порядка», дающим возможность лучше понимать другие навыки и улучшать уже имеющиеся.
При работе с детьми в системе дополнительного образования наставничество может решить следующие задачи:
- Создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом
- Подготовка к самостоятельной, осознанной и социально-продуктивной деятельности в современном мире
- Создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории
- Преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров у обучающихся
- Развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире
Наставничество представляет собой универсальную технологию передачи опыта, знаний, а также формирования компетенций и ценностей через взаимодействие, основанное на профессиональной экспертизе, доверии и сотрудничестве.
Выступление Ольги Рыбиной затронуло значимые аспекты в воспитании и развитии детей как в образовательных системах, так и в семье. Поскольку каждый человек, который участвует в воспитании и образовании ребенка, является наставником в своем роде. И от того, как будет построено общение, доверие, взаимопонимание с ребенком, зависят и его результаты в любой сфере деятельности и его будущее в целом.
Посмотреть выступление Ольги Рыбиной вы можете в видеозаписи, прикрепленной к этой статье.