Модель компетенций
Федерации профессиональных коучей и наставников

Компетенция 1. Следует в работе этическим нормам и принципам

Цель: предоставить качественную услугу в соответствии с кодексом этики, профессиональными компетенциями и действующим законодательством.

Описание: 

  • Различает коучинг с другими профессиями (консалтинг, психология, психотерапия и т. д.) и умеет донести эти различия до клиента при необходимости.
  • Проявляет уважение к личности клиента, учитывает особенности его менталитета и среды.
  • Сохраняет конфиденциальность информации, предоставленной клиентом, в соответствии с действующим законодательством.

Маркеры:

1.1. Демонстрирует соблюдение Этического кодекса ФПКиН.

1.2. Остается в роли коуча на протяжении всей сессии.

Компетенция 2. Проявляет коучинговое мышление

Цель: 
  • Быть коучем на протяжении всего взаимодействия с клиентом.
  • Строить коммуникацию на принципах партнерства, сотрудничества и разделения ответственности.

Описание: мышление коуча определено следующими качествами: 

  • фактичность,
  • целенаправленность,
  • нацеленность на будущее,
  • системность (целостность),
  • нацеленность на сотрудничество,
  • построение гипотез.

Компетенция 2 проявляется в маркерах: 4.1, 4.3, 4.4, 5.1, 5.2, 5.3, 6.1, 6.2, 7.1, 7.5.

Компетенция 3. Заключает контракт и следует ему

Цель: установить четкие соглашения относительно коучингового взаимодействия. 

Соглашение включает в себя:

  • определение коучинга и описание его процесса для клиента и всех заинтересованных лиц,
  • определение ответственности сторон и границ компетенций коуча,
  • согласование параметров взаимодействия,
  • формирование цели и плана на коучинговое взаимодействие,
  • приверженность результату,
  • завершение коучинговых отношений в партнерстве с клиентом, и признание ценности прожитого опыта и его результатов.

Описание: целенаправленность коуча является необходимым условием создания партнерских соглашений относительно целей, планов, результата и процесса коучинговых взаимоотношений (на каждую сессию и на весь процесс взаимодействия), принимает во внимание и учитывает интересы всех участвующих сторон при их наличии.

Маркеры: 

3.1. Вовлекает клиента в исследование и определение результата, который клиент хочет достичь в ходе всего коучингового процесса и/или сессии.

3.2. Вовлекает клиента в определение или уточнение критериев успешного результата всего коучингового процесса и/или сессии.

3.3. Вовлекает клиента в исследование потребности и жизненной цели, стоящие за результатом, который клиент хочет достичь в ходе всего коучингового процесса и/или сессии.

3.4. В партнерстве с клиентом определяет, на что важно обратить внимание в ходе сессии, чтобы результат был достигнут.

Компетенция 4. Культивирует доверие и ощущение безопасности

Цель: создать безопасную и поддерживающую среду, где клиент сможет свободно делиться мыслями, чувствами и проявлять себя без страха оценки и осуждения.

Описание: коуч строит коммуникацию, основанную на уважении к себе как субъекту коммуникации, к клиенту и созданным в партнерстве договоренностям.

Маркеры: 

4.1. Замечает и использует в работе уникальность клиента, его идеи и вклад в коучинговый процесс, тем самым дает понять — его уважают, принимают, ценят и «видят».

4.2. Проявляет эмпатию и оказывает поддержку клиенту вербально, невербально и/или интонационно.

4.3. Поддерживает клиента в его полном самовыражении: мысли, чувства, поведение.

4.4. Делится с клиентом своими мыслями, предположениями, гипотезами, предложениями, активно приглашает откликнуться и принимает отклик клиента.

Компетенция 5. Сохраняет присутствие

Цель: предоставить клиенту возможность быть ведущим в диалоге и в выборе того, что будет происходить в сессии в соответствии с желаемым результатом.

Описание: из состояния «здесь и сейчас» коуч осознает, куда направлен процесс сессии, что происходит с ним и клиентом, в пространстве контакта между ними. Управляет процессом сессии, своими мыслями, чувствами, поведением в соответствии с желаемым результатом, вовлекает клиента в сотрудничество.

Маркеры: 

5.1. Проявляет любопытство к клиенту как к целостной личности, принимая во внимание эмоции, мысли, поведение, контекст решаемой задачи клиента и его жизненную цель.

5.2. Действует в ответ на желаемый результат клиента.

5.3. Вовлекает клиента как равноправного партнера в выбор того, что будет происходить в ходе сессии.

5.4. Отклик коуча способствует продолжению разговора, в котором клиент является ведущим.

5.5. Использует тишину для поддержки рефлексии клиента.

Компетенция 6. Активно слушает

Цель: создать условия для самовыражения клиента, исследовать проявленное для осознания смысла того, кто он и к чему стремится.

Описание: из состояния нейтральности и невовлеченности коуч фокусируется на словах, смыслах, невербальных и паравербальных проявлениях клиента, чтобы клиент услышал себя, то, о чем он говорит и о чем умалчивает.

Маркеры: 

6.1. Коуч в своих вопросах, комментариях и наблюдениях отражает то, что сообщил клиент как целостная личность.

6.2. Вовлекает клиента в исследование слов и стоящую за ними картину мира.

6.3. Вовлекает клиента в исследование чувств, их смысл и влияние на клиента.

6.4. Вовлекает клиента в исследование поведения и других невербальных проявлений.

6.5. Вовлекает клиента в исследование противоречий, парадоксов и внутренних конфликтов клиента в контексте решаемой задачи.

6.6. Не перебивает клиента и предоставляет возможность полного самовыражения (за исключением тех случаев, когда делает это намеренно).

6.7. Отражает то, что сообщил клиент, чтобы обеспечить ясность и продвижение клиента к желаемому результату.

Компетенция 7. Стимулирует осознанность

Цель: создать условия для осознания клиентом не видимых ранее мыслей и чувств в отношении себя, своего поведения, задач, идей, подходов, решений, целей и жизни в целом.

Описание: отклик коуча, построенный на системном видении клиента и его задачи, создает предпосылки для осознания клиентом себя, своей задачи, контекста, идентичности, среды, ценностей, убеждений и систем, в которые он вовлечен с точки зрения временных рамок.

Маркеры: 

7.1. Вовлекает клиента в исследование текущего способа восприятия себя в контексте желаемого результата: своих мыслей, чувств, поведения и потребностей.

7.2. Отклик коуча способствует выходу клиента за рамки текущего восприятия себя.

7.3. Отклик коуча способствует выходу клиента за рамки текущего восприятия ситуации.

7.4. Вовлекает клиента в исследование связи, демонстрируемых в сессии мыслей, чувств, поведения с их проявлениями в жизни.

7.5. Коуч в партнерстве делится мыслями и/или наблюдениями в отношении того, что говорил и проявлял клиент в сессии, чтобы способствовать осознанию.

7.6. Стимулирует новое понимание клиента с помощью ясных, своевременных и точных вопросов.

Компетенция 8. Способствует прогрессу и ответственности клиента

Цель: поддержать клиента и передать ему ответственность в подведении итогов и выводов в соответствии с созданными ранее договоренностями и создании планов использования в жизни полученного в сессии опыта, идей, инсайтов.

Описание: рефлексивная позиция коуча в отношении прогресса клиента способствует развитию у клиента ответственности, рефлексии, умению переводить энергию инсайтов в конкретные действия и эксперименты.

Маркеры: 

8.1. На протяжении всей сессии коуч вовлекает клиента в исследование прогресса в отношении желаемого результата.

8.2. На протяжении всей сессии коуч вовлекает клиента в осмысление того, что он узнал о себе.

8.3. На протяжении всей сессии коуч вовлекает клиента в осмысление того, что узнал о ситуации.

8.4. Вовлекает клиента в осознанное и целенаправленное планирование воплощения полученных знаний за рамками сессии.

8.5. Поддерживает клиента в проверке возникших идей и гипотез за рамками сессии (эксперимент).

8.6. Отмечает прогресс клиента, который он заметил в процессе сессии и/или всего коучинга.

8.7. Коуч в партнерстве с клиентом договариваются о завершении сессии.