Модель компетенций
Федерации профессиональных коучей и наставников
Компетенция 1. Следует в работе этическим нормам и принципам
Цель: предоставить качественную услугу в соответствии с кодексом этики, профессиональными компетенциями и действующим законодательством.
Описание:
- Различает коучинг с другими профессиями (консалтинг, психология, психотерапия и т. д.) и умеет донести эти различия до клиента при необходимости.
- Проявляет уважение к личности клиента, учитывает особенности его менталитета и среды.
- Сохраняет конфиденциальность информации, предоставленной клиентом, в соответствии с действующим законодательством.
Маркеры:
1.1. Демонстрирует соблюдение Этического кодекса ФПКиН.
1.2. Остается в роли коуча на протяжении всей сессии.
Компетенция 2. Проявляет коучинговое мышление
- Быть коучем на протяжении всего взаимодействия с клиентом.
- Строить коммуникацию на принципах партнерства, сотрудничества и разделения ответственности.
Описание: мышление коуча определено следующими качествами:
- фактичность,
- целенаправленность,
- нацеленность на будущее,
- системность (целостность),
- нацеленность на сотрудничество,
- построение гипотез.
Компетенция 2 проявляется в маркерах: 4.1, 4.3, 4.4, 5.1, 5.2, 5.3, 6.1, 6.2, 7.1, 7.5.
Компетенция 3. Заключает контракт и следует ему
Цель: установить четкие соглашения относительно коучингового взаимодействия.
Соглашение включает в себя:
- определение коучинга и описание его процесса для клиента и всех заинтересованных лиц,
- определение ответственности сторон и границ компетенций коуча,
- согласование параметров взаимодействия,
- формирование цели и плана на коучинговое взаимодействие,
- приверженность результату,
- завершение коучинговых отношений в партнерстве с клиентом, и признание ценности прожитого опыта и его результатов.
Описание: целенаправленность коуча является необходимым условием создания партнерских соглашений относительно целей, планов, результата и процесса коучинговых взаимоотношений (на каждую сессию и на весь процесс взаимодействия), принимает во внимание и учитывает интересы всех участвующих сторон при их наличии.
Маркеры:
3.1. Вовлекает клиента в исследование и определение результата, который клиент хочет достичь в ходе всего коучингового процесса и/или сессии.
3.2. Вовлекает клиента в определение или уточнение критериев успешного результата всего коучингового процесса и/или сессии.
3.3. Вовлекает клиента в исследование потребности и жизненной цели, стоящие за результатом, который клиент хочет достичь в ходе всего коучингового процесса и/или сессии.
3.4. В партнерстве с клиентом определяет, на что важно обратить внимание в ходе сессии, чтобы результат был достигнут.
Компетенция 4. Культивирует доверие и ощущение безопасности
Цель: создать безопасную и поддерживающую среду, где клиент сможет свободно делиться мыслями, чувствами и проявлять себя без страха оценки и осуждения.
Описание: коуч строит коммуникацию, основанную на уважении к себе как субъекту коммуникации, к клиенту и созданным в партнерстве договоренностям.
Маркеры:
4.1. Замечает и использует в работе уникальность клиента, его идеи и вклад в коучинговый процесс, тем самым дает понять — его уважают, принимают, ценят и «видят».
4.2. Проявляет эмпатию и оказывает поддержку клиенту вербально, невербально и/или интонационно.
4.3. Поддерживает клиента в его полном самовыражении: мысли, чувства, поведение.
4.4. Делится с клиентом своими мыслями, предположениями, гипотезами, предложениями, активно приглашает откликнуться и принимает отклик клиента.
Компетенция 5. Сохраняет присутствие
Цель: предоставить клиенту возможность быть ведущим в диалоге и в выборе того, что будет происходить в сессии в соответствии с желаемым результатом.
Описание: из состояния «здесь и сейчас» коуч осознает, куда направлен процесс сессии, что происходит с ним и клиентом, в пространстве контакта между ними. Управляет процессом сессии, своими мыслями, чувствами, поведением в соответствии с желаемым результатом, вовлекает клиента в сотрудничество.
Маркеры:
5.1. Проявляет любопытство к клиенту как к целостной личности, принимая во внимание эмоции, мысли, поведение, контекст решаемой задачи клиента и его жизненную цель.
5.2. Действует в ответ на желаемый результат клиента.
5.3. Вовлекает клиента как равноправного партнера в выбор того, что будет происходить в ходе сессии.
5.4. Отклик коуча способствует продолжению разговора, в котором клиент является ведущим.
5.5. Использует тишину для поддержки рефлексии клиента.
Компетенция 6. Активно слушает
Цель: создать условия для самовыражения клиента, исследовать проявленное для осознания смысла того, кто он и к чему стремится.
Описание: из состояния нейтральности и невовлеченности коуч фокусируется на словах, смыслах, невербальных и паравербальных проявлениях клиента, чтобы клиент услышал себя, то, о чем он говорит и о чем умалчивает.
Маркеры:
6.1. Коуч в своих вопросах, комментариях и наблюдениях отражает то, что сообщил клиент как целостная личность.
6.2. Вовлекает клиента в исследование слов и стоящую за ними картину мира.
6.3. Вовлекает клиента в исследование чувств, их смысл и влияние на клиента.
6.4. Вовлекает клиента в исследование поведения и других невербальных проявлений.
6.5. Вовлекает клиента в исследование противоречий, парадоксов и внутренних конфликтов клиента в контексте решаемой задачи.
6.6. Не перебивает клиента и предоставляет возможность полного самовыражения (за исключением тех случаев, когда делает это намеренно).
6.7. Отражает то, что сообщил клиент, чтобы обеспечить ясность и продвижение клиента к желаемому результату.
Компетенция 7. Стимулирует осознанность
Цель: создать условия для осознания клиентом не видимых ранее мыслей и чувств в отношении себя, своего поведения, задач, идей, подходов, решений, целей и жизни в целом.
Описание: отклик коуча, построенный на системном видении клиента и его задачи, создает предпосылки для осознания клиентом себя, своей задачи, контекста, идентичности, среды, ценностей, убеждений и систем, в которые он вовлечен с точки зрения временных рамок.
Маркеры:
7.1. Вовлекает клиента в исследование текущего способа восприятия себя в контексте желаемого результата: своих мыслей, чувств, поведения и потребностей.
7.2. Отклик коуча способствует выходу клиента за рамки текущего восприятия себя.
7.3. Отклик коуча способствует выходу клиента за рамки текущего восприятия ситуации.
7.4. Вовлекает клиента в исследование связи, демонстрируемых в сессии мыслей, чувств, поведения с их проявлениями в жизни.
7.5. Коуч в партнерстве делится мыслями и/или наблюдениями в отношении того, что говорил и проявлял клиент в сессии, чтобы способствовать осознанию.
7.6. Стимулирует новое понимание клиента с помощью ясных, своевременных и точных вопросов.
Компетенция 8. Способствует прогрессу и ответственности клиента
Цель: поддержать клиента и передать ему ответственность в подведении итогов и выводов в соответствии с созданными ранее договоренностями и создании планов использования в жизни полученного в сессии опыта, идей, инсайтов.
Описание: рефлексивная позиция коуча в отношении прогресса клиента способствует развитию у клиента ответственности, рефлексии, умению переводить энергию инсайтов в конкретные действия и эксперименты.
Маркеры:
8.1. На протяжении всей сессии коуч вовлекает клиента в исследование прогресса в отношении желаемого результата.
8.2. На протяжении всей сессии коуч вовлекает клиента в осмысление того, что он узнал о себе.
8.3. На протяжении всей сессии коуч вовлекает клиента в осмысление того, что узнал о ситуации.
8.4. Вовлекает клиента в осознанное и целенаправленное планирование воплощения полученных знаний за рамками сессии.
8.5. Поддерживает клиента в проверке возникших идей и гипотез за рамками сессии (эксперимент).
8.6. Отмечает прогресс клиента, который он заметил в процессе сессии и/или всего коучинга.
8.7. Коуч в партнерстве с клиентом договариваются о завершении сессии.