You are currently viewing Модель компетенций наставника ФПКиН. Ценности наставника

Модель компетенций наставника ФПКиН. Ценности наставника

В преддверии самого главного праздника в системе просвещения – дня учителя, педагога и наставника, состоялось важное мероприятие «МЕТОДИЧЕСКАЯ СРЕДА ФГБУК «ВЦХТ» НАСТАВНИЧЕСТВО В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ».  

Лучшие эксперты, чье мнение учитывается при составлении стратегических и нормативных документов государственной политики в сфере образования обсудили:

  • свои точки зрения о том, кто такой наставник
  • важность поддержки и образования наставников 
  • практический опыт, концепции, проекты, предложения и наработки, которые помогут развитию института наставничества в России

Председатель президиума Ассоциации «Федерация профессиональных коучей и наставников» Ольга Рыбина представила на методической среде модель компетенций наставника ФПКиН.

Федерация профессиональных коучей и наставников создана, чтобы поддержать намерения тех, кто хочет быть наставником, помочь им сформировать необходимые навыки, оказать помощь и дать обратную связь наставникам на пути их профессионального становления и развития.

По определению ФПКиН, наставник – это человек, который делится своим опытом и знаниями с другим людям для максимальной реализации имеющегося у них потенциала.

Ольга Рыбина подчеркнула, что опыт – это то, что невозможно передать в полной мере. Каждому человеку необходимо наработать свой собственный чувственный и индивидуальный опыт. И задача наставника – помочь своему наставляемому в этом, в том числе и на личном примере.

Функции наставника

  • Эксперт. Имеет практический опыт в определенной профессии.
  • Партнер. Не просто передает знания, а действует в сотрудничестве со своим подопечным.
  • Ролевая модель. Становится примером для своего наставляемого. 
  • Контроль и оценка. Помогает наставляемому отрефлексировать и понять, что получилось и над чем нужно поработать.

Модель компетенций ФПКиН – это ценностная модель, поскольку в ее основе лежат ценности, которых необходимо придерживаться человеку, если он хочет стать наставником или уже им является. 

Часто работа наставника имеет ряд неопределенностей. Невозможно заранее предсказать настроение наставляемого, его ответы, действия и результаты. Поэтому, основной опорой в работе наставника становятся ценности, которые помогают поступить правильно и принять важные решения в отношение себя, своего наставляемого и взаимодействия с ним.

Ценности наставника:

  • Признание несовершенства важнее идеального решения
  • Приверженность развитию важнее выдающихся знаний
  • Человек важнее метрик и статусов
  • Приверженность целям важнее ситуативных правил
  • Сила сотрудничества важнее авторитета
  • Системность достижений важнее разовых успехов

Хороший наставник:

  1. Понимает потребности человека и его зону ближайшего развития.
  2. Умеет задавать развивающие вопросы. Умеет исследовать путь продвижения к цели. Стимулирует раскрытие потенциала.
  3. Нейтральный, фактичный, недирективный.

Говоря о модели компетенции наставника ФПКиН, Ольга Рыбина уточнила, что наша Федерация предлагает обобщенную модель, которая подходит наставникам, работающим с любой категорией: детьми, школьниками, студентами и взрослыми людьми.

Особое место в модели компетенций наставника ФПКиН занимают коуч-компетенции. Наставник, который обладает коучинговым мышлением, осознает, что все люди имеют равные возможности, все люди потенциально гениальны, и что очень важно выстраивать взаимодействие с наставляемыми именно на основе партнерства и сотрудничества.

Наставник не просто передает навыки, он занимается воспитанием и формированием личности. И на своем примере обучает своих подопечных сотрудничеству, соучастию и сопереживанию. Это важно как для развития детей, так и для работы со взрослыми людьми индивидуально и в коллективе.

Быть учителем и наставником – это тяжелый труд. Но получать право от детей и взрослых быть их наставниками – это самая большая ответственность и самое большое счастье.

Также организаторы методической среды, выразили благодарность ФПКиН за предоставление приза для конкурса «Сердце отдаю детям» – наша Федерация подарила 10 лучшим педагогам и наставникам 2023 года возможность обучаться компетенциям наставника на курсах ФПКиН бесплатно.

Ольга Рыбина

  • Председатель президиума Ассоциации «Федерация профессиональных коучей и наставников»
  • Сооснователь Академии коучинга 5 Prism
  • Кандидат психологических наук 
  • Создатель авторских методик в коучинге
  • Автор книги «Основной секрет мастера-коуча»
  • Соавтор книги «Делай как коуч» и международной монографии Coaching Supervision Groups Resourcing Practitioners
  • Соавтор метода «5 Призм»
  • Профессиональный ментор и супервизор коучей и психологов

«МЕТОДИЧЕСКАЯ СРЕДА ФГБУК «ВЦХТ» НАСТАВНИЧЕСТВО В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ» организована ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» при поддержке Министерства Просвещения РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.