Вы сейчас просматриваете Что важно знать о наставничестве как о продукте на профессиональном рынке? И каким важным инструментом должен владеть каждый наставник?

Что важно знать о наставничестве как о продукте на профессиональном рынке? И каким важным инструментом должен владеть каждый наставник?

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Значимым событием, направленным на признание особого статуса и повышение престижа и квалификации педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность, стала окружная сессии Форума наставников — 2023 Приволжского федерального округа, которая проходила в Саранске 23 и 24 октября 2023 года.

Лучшие специалисты и эксперты в области наставничества из государственного, корпоративного, образовательного и социального секторов высказали свои точки зрения и ответили на вопросы:

Что сегодня мы называем наставничеством

  • Кто такой наставник, какими компетенциями он должен обладать
  • Какие сегодня существуют инициативы, проекты в сфере наставничества в регионах в разных отраслях и сферах
  • Какие условия созданы в регионах для развития подобных инициатив
  • Что необходимо сделать, чтобы в России институт наставничества получил полноценное развитие, появилась система наставничества, механизмы его регулирования
  • Какую роль наставничество играет в повышении производительности труда, в решении вопросов кадрового дефицита на предприятиях
  • Какие эффекты от применения практик наставничества удается достичь в разных отраслях

Наша Федерация не пропустила такое масштабное событие. 23 октября Член Президиума ФПКиН Лариса Бузало приняла участие в обсуждении института наставничества, в формате круглого стола «Наставничество: опыт регионов». А 24 октября член ФПКиН Мария Кудрина провела 2 мастер-класса от ФПКиН на практической части форума «От теории к практике».

Лариса Бузало рассказала о качествах и компетенциях, которыми должен обладать наставник.

  1. Профессиональные:

Полный спектр теоретических знаний по предмету и владение необходимыми профессиональными компетенциями

  1. Коуч-компетенции

Навык целеполагания и планирования

 Навык активного слушания, построения эффективной коммуникации

Умение давать развивающую обратную связь

Умение делиться экспертизой

  1. Личностные

Открытость, желание делиться своим опытом, заинтересованность в успехе других, стратегическое мышление

Также, в рамках круглого стола, Лариса Бузало представила портрет наставника для групповых коучей, разработанный с помощью многочисленных исследований ФПКиН:

  1. Возраст от 32 лет
  2.  Опыт работы в профессии от 5 лет
  3.  Количество успешно реализованных проектов не менее 95 % 
  4. Успешно пройденный ассессмент по компетенциям:
  • Коуч-компетентные навыки: активного слушания, умения давать развивающую обратную связь, целеполагания, планирования, построения эффективной коммуникации
  • Профессиональные навыки
  1. Личные качества: открытость, желание делиться своим опытом, заинтересованность в успехе других, стратегическое мышление

Мария Кудрина рассказала про эффективный инструмент наставничества – коммуникацию и обратную связь. 

Эффективная коммуникация — это устойчивый, искренний, взаимный процесс обмена размышлениями, смыслами, переживаниями, контекстами, ценностями, предположениями с использованием нескольких каналов передачи информации в направлении согласованной цели.

Управление коммуникацией необходимо:

  • в личном наставничестве
  • в профессиональном наставничестве
  • в бизнес-наставничестве

Основные принципы управления коммуникации в наставничестве:

  • коммуникация в партнерстве
  • обучение сильной коммуникации клиента через собственный пример
  • эффективная обратная связь наставника и принятие обратной связи клиентом
  • регулярная обратная связь

Обратная связь – это структура, которая помогает поддерживать «правила игры», развивает партнерские отношения и создает экологичную требовательную среду между наставником и клиентом.

Для того, чтобы работа с клиентом была эффективной, наставнику важно заботиться о главном инструменте коммуникации – обратной связи:

  1. Придерживаться фактичности, экологичности, адресности обратной связи в диалоге с клиентом
  2. Различать факты, эмоции и интерпретации при предоставлении обратной связи
  3. Запрашивать и принимать отклик клиента на предоставляемую обратную связь
  4. Управлять параллельным процессом в обучении клиента предоставлять обратную связь в ходе сотрудничества

Главная цель Форума наставников — 2023 – это представление и выявление лучших региональных практик наставничества. Участие представителей ФПКиН в форуме, исследования, модели и разработки и образовательные программы Федерации – это весомый вклад поддержку и развитие наставничества в России.