Подходит к концу 2023 год, который на государственном уровне был признан годом наставника и педагога. Наша Федерация внесла свой вклад в развитие института наставничества. В мае 2023 года мы предложили первую модель компетенций. Она получила большой отклик как от тех, кто уже является наставниками или планирует развиваться в профессии, так и от экспертов различных областей на федеральном и региональном уровне. В адрес нашей первой модели поступило много поддержки и ряд возражений.
Мы обработали всю обратную связь, провели опросы и исследования, учли все запросы и пожелания, и на основании полученных данных разработали обновленную версию модели компетенций наставника.
О данной модели, стандартах и ценностях Федерации, рассказал Денис Скрыпник на вебинаре, который прошел 12 декабря 2023 года.
Обновленная модель компетенций наставника ФПКиН отвечает на вопросы о потребностях на рынке, стандартах, традициях и нормативах, разработанных в Министерствах и крупных образовательных учреждениях.
Согласно профессиональному стандарту:
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования компетенций и ценностей, через взаимодействие, основанное на профессиональной экспертизе.
Наставник – это педагог, методолог, организатор, практик, лидер.
Цель наставника – обучать, развивать и воспитывать наставляемых.
Наставничество построено по структуре 4 стадий передачи опыта от наставника к наставляемому:
Директивные стадии:
- Наставник действует – наставляемый наблюдает
- Наставник действует – наставляемый готовится действовать
Партнерские стадии:
- Наставляемый действует – наставник корректирует
- Наставляемый действует – наставник наблюдает
Структура компетенций наставника, разработанная ФПКиН, состоит из 3 больших блоков и включает в себя 6 компетенций
Блок 1. Базовые компетенции наставника
Компетенция № 1
Является профессионалом в сфере знаний и опыта, актуальных для наставляемого.
Цель компетенции – мотивировать профессионалов к продолжению своего развития, накоплению качественного опыта и его постоянной актуализации для выполнения роли наставника.
Компетенция №2
Следует этическим нормам и принципам.
Цель компетенции – наставник является ролевой моделью в части уважения к людям, их границам и роду деятельности.
Блок 2. Специальные компетенции наставника
Компетенция № 3
Создает и управляет договоренностями о наставничестве.
Цель компетенции – наставник создает условия для совместной работы с наставляемым, направленной на достижение обозначенных и согласованных целей.
Компетенция № 4 Организует эффективное взаимодействие с наставляемым.
Цель компетенции – наставник организует конструктивное взаимодействие с наставляемым, направленное на достижение согласованных целей.
Компетенция № 5
Обучает и развивает наставляемого.
Цель компетенции – наставник формирует и воспитывает профессионала, готового нести ответственность за свои результаты.
Блок 3. Коучинговые компетенции наставника
Компетенция №6
Проявляет коучинговый образ мышления. Использует коучинговую технологию для эффективной коммуникации.
Цель компетенции – наставник передает опыт, служит раскрытию потенциала, развитию и осознанности наставляемого в достижении поставленных целей.
Для специальных и коучинговых компетенций ФПКиН определены маркеры, которые показывают, куда наставнику необходимо направить фокус внимания в работе с наставляемым.
Также модель компетенций включает в себя ценности наставника, уровни соответствия наставников и глоссарий, дающий определения терминов и формулировок.
Наша Федерация продолжает изучать запросы на современном рынке наставничества. Мы разрабатываем и аккредитовываем образовательные программы, проводим различные мероприятия, мастер-классы, вебинары и конференции. И принимаем участие в событиях и форумах, которые проводятся на региональном и федеральном уровне, с целью поддержки и развития профессионального наставничества в России.
Посмотреть выступление Дениса Скрыпника и узнать подробнее об обновленной модели компетенций наставника и планах ФПКиН на 2024 год, можно по ссылке: http://online.procoach.ru/teach/control/lesson/view/id/316344573